Восьмидесятые бунтарское десятилетие


…К моде восьмидесятых можно относиться по-разному. Одни считают её невообразимой безвкусицей, другие, в том числе дизайнеры, заимствуют из неё многочисленные идеи – от комбинаций «колор-блок» до пиджаков «оверсайз» и чёткой геометрии плеча. Эксперты считают, что именно восьмидесятые стали тем моментом, когда идеи в мире моды были якобы исчерпаны, а дизайнерам не осталось ничего другого, как обратиться за вдохновением в начало и середину века. В стремлении создавать новое при ограниченном ресурсе идей они доводили традиционные формы до гротеска и китча. Смешение стилей и направлений, переосмысление классики и спортивной одежды, популярность делового костюма, пожалуй, так можно кратко описать эту моду, которая была соткана из эпизодов, словно из лоскутов.

В Европе и США восьмидесятые часто называют десятилетием упорного труда. Западные женщины, как никогда раньше, стремились быть не только элегантными, но и успешными в бизнесе. Это, конечно, ни в коем разе не относится к Советскому Союзу, который тогда всё ещё пропагандировал равенство коммунизма, и о присутствии женщин в бизнесе, да и о самом бизнесе вообще не было и речи. Трудоголизм Запада способствовал выработке делового стиля, который в итоге дошёл и до нас. Действительно, в этот период многие женщины специально выбирали «немодную» одежду: строгие блузки и почти мужские рубашки, узкие юбки до колена, способствующие успеху в карьере. Деловые люди стали увлекаться дорогими марками: быть одетым полностью от одного бренда считалось хорошим тоном. Одежда и аксессуары с логотипами известных марок стали весьма распространены у карьеристов восьмидесятых, стремившихся подчеркнуть своё социальное положение.






Ив Сен-Лоран
в восьмидесятые годы сказал пророческую фразу: «Светит нам звезда, которая скоро закатится, и только точная линия и безупречный крой смогут нас спасти». В семидесятых ему пришлось выслушать немало критики, особенно по поводу предложенного им женского смокинга, но в следующем десятилетии его идеи были полностью приняты.

Бурно развивалась карьера
Джорджио Армани. В семидесятых славу ему принесли костюмы, и десятилетие спустя он продолжил развитие сдержанного строгого стиля.

Символом «неоклассики» стали коллекции
Карла Лагерфельда для Chanel, адаптированные к современности и при этом балансирующие на грани китча и пародии. Тогда Лагерфельд попытался выразить важнейшую идею моды: классика требует игры.

За
Жаном-Полем Готье закрепилось прозвище Несносный Ребенок (l’enfant terrible). «Хулиган моды» ни в чём себе не отказывал: показывал коллекции в духе «мусорного дизайна» с использованием помойных ведер, электронных плат и консервных банок. Мужские коллекции Готье стали началом тенденции к стиранию границ между полами. «То, что в моде доступно женщине, имеет право носить и мужчина», – смеялся кутюрье.

Джанни Версаче,
напротив, культивировал сексуальность, и в восьмидесятых перевернул представления о приличиях. Чрезмерный декор, облегающие силуэты, шёлк с кожей и слишком откровенные вырезы в Европе больше не считались моветоном, и подчеркнуто откровенный стиль зазвучал по-новому.

Франко Москино
, которого наряду с Готье именуют «l’enfant terrible мира моды», в восьмидесятых озвучил своё довольно смелое и противоречащее маркетинговым принципам мнение о том, что дизайнеры не вправе диктовать моду, а каждый покупатель волен одеваться так, как ему хочется. Он запомнился своей самоиронией, чувством юмора и снисходительностью, с которыми он относился к диктату моды.






ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Весьма популярными были молодёжные движения и спортивная одежда. Культивировался здоровый образ жизни, и красивое тело, как и сейчас, считалось признаком успешности и состоятельности. На пике моды была аэробика, её популяризовала Джейн Фонда, открывались первые фитнес-залы, где занимались бодибилдингом. Спортивная одежда выбралась из спортзалов на улицы и даже в свет. В моду вошли полосатые гетры, обтягивающие легинсы (лосины) и трикотажная одежда, не стесняющая движений, а также ветровки спортивного покроя. Продемонстрировать плоды своих спортивных трудов позволяла мода на одежду короткую и облегающую, которую шили из новых тканей с добавлением лайкры. 

Один из элементов прошлого, к которому обратились сегодняшние дизайнеры, – пышная юбка. В коллекциях восьмидесятых юбки были до колена или до середины бедра, расклёшенные или пышные модели весьма напоминали диоровский new look. Встречались модели в форме бочонка и юбка-тюльпан. Широкие модели, напоминающие пачки, шили из тюля, эластичного хлопка или нейлона самых ярких расцветок, часто они были украшены кружевом и оборками. Знаковыми для десятилетия стали объёмные юбки от Вивьен Вествуд и Жана-Поля Готье. 

Женские костюмы были очень популярной одеждой, их надевали по поводу и без. По своему крою они очень напоминали мужские, обязательны были широкие плечи, которые немного смягчались элегантными шарфиками. Время от времени встречалась закруглённая форма плеч, как у игроков в американский футбол. Ширина плечевой линии стала самой большой в истории ХХ века. «Большие» жакеты стали частью даже вечерних нарядов: с неизменно широкими плечами, богато украшенные парчой, камнями, с позолотой или цепочками. «Плечики» вообще были очень популярны, они использовались повсеместно, так как удачно скрывали недостатки фигуры, уравновешивая верх и низ. 






Также очень популярными были рукава «летучая мышь», трикотаж с капюшонами и воротниками, шапка-труба, романтичные блузки с обилием декора, синтетические ткани. 

Из аксессуаров – платки, покрывающие плечи поверх основной, даже верхней, одежды; шарфы-кашне из шерсти или акрила с принтом «пейсли»; береты и капоры; сумки-клатчи в тон обуви; и почему-то органайзеры. Массово появились эластичные колготки, очень часто – в сеточку, с рисунком в горошек, с цветами. 

Модной была обувь как на низком, так и высоком каблуке – лёгкие лодочки с острыми мысами, часто отделанные металлическими деталями или позолотой, сочетаемые с любым нарядом. Цветовая гамма была очень разнообразна. 

В макияже царило буйство красок: яркие тени всех цветов радуги, переходящие в белый перламутр под бровью, обязательно перламутровая губная помада, часто цвета фуксии или вообще фиолетовая, густые румяна, полосой подчёркивающие скулы. Под стать макияжу были и прически: химическая завивка, каскадные стрижки с начёсом, сложные укладки, высокая чёлка надо лбом.


Иллюстрации © VIPavenue.ru