CESARE ATTOLINI — костюм, достойный президента
Носить костюм CESARE ATTOLINI — это, без ложной скромности, уникальное ощущение. Ощущение второй кожи, невесомости, свободы, комфорта в любой ситуации: на важной встрече, в автомобиле, в салоне самолета. В узких кругах ценителей настоящих итальянских костюмов марка считается безусловно лучшей — ее выбирают как российские политики, так и арабские шейхи.
В Италии осталось всего несколько исторических сарторий — небольших мануфактур, где вручную шьют классическую мужскую одежду, и в первую очередь костюмы. По количеству ручных операций, квалификации мастеров, вниманию к деталям, длительности и стоимости работы сарторию смело можно назвать костюмным haute couture. К счастью, в мире не становится меньше людей, способных оценить это высокое сарториальное искусство. Среди лучших сарторий Италии — компания CESARE ATTOLINI. Здесь, как и раньше, уважают традиции ручного пошива и считают, что основная ценность портновской работы находится не снаружи, а внутри костюма. Маркой управляет третье поколение владельцев фабрики — Массимилиано и Джузеппе Аттолини, следящие за работой более сотни портных, работающих в белых пиджаках. Однако в Казальнуово, где находится производство, до сих пор любят вспоминать и старого неаполитанского мастера Винченцо Аттолини, изначально работающего закройщиком, который дал жизнь семейному делу, ставшему брендом с мировым признанием.
Еще в 20-е годы прошлого века Винченцо установил порядок, что каждый портной отвечает за определенную операцию. Ему же приписывается создание «неаполитанского стиля», возникшего на основе английского — мягкую конструкцию пиджака с минимумом бортовки, покатым плечом, широкими лацканами и накладными карманами. Этот стиль в свое время стал настоящей революцией и воспринимался как авангард, но был принят не только Италией, но и всем миром, и сегодня стал практически ответвлением классики.
Массимилиано Аттолини утверждает, что костюм ручной работы — это не ровные строчки, видные невооруженным глазом. Это детали, которые находятся внутри. На пошив одного пиджака CESARE ATTOLINI уходит не менее 30 часов, «собирается» изделие не на клей, а на нитки, а слои соединяются прокладочной тканью на основе конского волоса. Заранее вымоченная и высушенная, она придает пиджаку трехмерный объем, а благодаря эластичности конского волоса пиджак идеально садится на фигуру. Неаполитанский же стиль, как уже упоминалось, известен более мягкой линией плеча — такие костюмы делают максимально облегченными, «выбрасывая» практически все внутренние слои. По удобству они похожи на рубашки и идеальны для лета и неформальных мероприятий. Швейные машинки, утюги и прессы, работающие с послевоенных времен, сегодня можно встретить не только в музеях, но и на фабрике CESARE ATTOLINI. Впрочем, машинки нужны лишь для трех швов в пиджаке, на которые приходится основная нагрузка: посредине спины и по бокам. Все остальное делается руками закройщиков и портных. Закройщики работают огромными ножницами, без подстраховки картонными лекалами. Ошибиться нельзя: каждая деталь кроится единственный раз. Затем слои пиджака сшиваются крупными стежками и поступают к портным. Те делают настолько ровные швы, что, если не наблюдать за работой, можно усомниться в том, что она ручная. Особого мастерства требует работа гладильщиков: перед глажкой каждая деталь подвергается особой манипуляции, придающей ткани и швам нужную мягкость.
Ежегодно CESARE ATTOLINI выпускает ограниченное количество костюмов и рубашек — при производстве, где более 70% приходится на ручной труд, массовое просто невозможно. Чтобы стать хорошим портным, нужно учиться 10–15 лет, поэтому даже на благополучных фабриках есть кадровый дефицит. Аттолини всегда рас — спрашивают работников об их сыновьях, племянниках, кузенах — не хотят ли они пойти по стопам родственников? И крайне бережно относятся к своему славному наследству, радуясь, что глобализация так и не добралась до Неаполя, а секреты мастеров дожили до наших дней: «Полвека назад множество достойных людей перебрались в Неаполь. Среди них было немало портных, больше тысячи. Теперь мы снова выходим в мир. Мир вновь открывает искусство ручной работы, а Неаполь никогда его не терял». Интересно, что спрос на костюмы растет со стороны молодых людей, несмотря на высокую стоимость.
С маркой CESARE ATTOLINI прочно ассоциируются два портновских понятия — made-to-mesure (пошив по мерке, когда уже существующие лекала модели корректируются под особенности клиента, как правило, нужны две примерки) и bespoke (костюм создается с нуля, так что при — мерок больше, незаменимо для людей с очень нестандартной фигурой). Деловые люди всегда спешат, но торопить мастера — значит торопить художника, пишущего картину. Портные ATTOLINI просто не могут позволить себе сделать что-то не так. И ожидание полностью оправдывает себя, делая лишь более желанным момент встречи с прекрасным — костюмом мечты.
Захватывает воображение и выбор тканей: порядка 80 % используемых маркой сотканы эксклюзивно для фабрики английскими и итальянскими производителями — например, сверхлегкая шерсть, кашемир из нити в четыре кручения и другие. Почти вся шерсть ATTOLINI имеет сдержанный матовый вид, тканей с блеском не найти. Эталонное качество и сохранение традиций для CESARE ATTOLINI — не фраза из рекламной брошюры, а реальный принцип, на котором стоит производство. В компании уверены, что могут предложить своим клиентам нечто совершенное — не просто пиджак и брюки, а ценное приобретение, которое не выйдет из моды, не потеряет в качестве и станет своего рода пропуском в мир избранных.
Смотреть еще больше моделей бренда CESARE ATTOLINI